Инклюзивное образование
Положение об адаптированных образовательных программах среднего профессионального образования, реализуемых в БПОУ ОО «ОКОТСиТ»
Адаптированные образовательные программы
Положение о порядке перевода обучающихся БПОУ ОО «ОКОТСиТ» на обучение по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования
Положение об организации обучения при использовании дистанционных технологий для обучающихся БПОУ ОО «ОКОТСиТ», в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Положение об организации прохождения практики обучающимися БПОУ ОО «ОКОТСиТ» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
Положение о порядке проведения занятий, оценивания и аттестации обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура» в БПОУ ОО «ОКОТСиТ»
Положение об организации и осуществлении профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Положение о психолого-педагогическом консилиуме бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта»
Положение о социальном наставничестве в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Омской области «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта»
Положение о наставничестве над обучающимися с ОВЗ и инвалидами в БПОУ ОО «ОКОТСиТ»
Доступная среда
Атлас доступных профессий. Региональный опыт
Современная ситуация, сложившаяся в российской системе образования, ориентирует образовательные учреждения всех уровней (от дошкольного до профессионального) на создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что на данный момент актуально в связи с увеличе-нием количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и регламентировано соответствующими нормативными документами. То есть на данном этапе в каждой образовательной организации среднего профессионального образования планируется обеспечение таких условий, которые позволят в рамках образовательного пространства удовлетворить требования государства и социума к выпускнику, как «высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества» [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», с. 1], а также способной продуктивно взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья и без особенностей здоровья.
Данная позиция поддерживается и нормативными документами, регла-ментирующими организацию образовательного процесса, такими как Феде-ральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», Федеральный государственный образовательный стандарт СПО, Профессиональный стандарт педагогапрофессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, где организация образовательного пространства в контексте современных требований и ожиданий, в том числе и к доступности образования, становится приоритетной задачей образовательной организации.
С 2004 года колледж отраслевых технологий строительства и транспорта является федеральной экспериментальной площадкой по профессиональному обучению инвалидов после участия в конкурсе в рамках Президентской программы помощи инвалидам (приказ Минобразования РФ № 2356 от 24.05.2004 г. «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов»). С этого времени в колледже реализуется главная цель инклюзивного образования – обеспечение успешной социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе, улучшение качества их жизни.
На основании результатов конкурса в колледже был открыт «Окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов». В ходе реализации федерального экспериментального проекта в рамках данного центра: сформирована команда педагогических и руководящих работников для работы со слабослышащими и глухими обучающимися; определен перечень профессий с учетом потребностей и наклонностей слабослышащих и глухих и возможностей колледжа; разработан и совершенствуется дидактический комплект для обучения слабослышащих и глухих в рамках определенного перечня профессий; разработан и совершенствуется механизм организации учебного процесса с учетом специфики слабослышащих и глухих обучающихся. На базе «Окружного учебно-методического центра» на основании договоров сотрудничества со школами-интернатами I и II вида начали подготовку слабослышащих и глухих детей по профессиям парикмахер, облицовщик-плиточник, штукатур, слесарь по ремонту автомобилей, водителей категории «В».
К 2012 году сложилась практика обучения слабослышащих по специальностям и профессиям СПО и НПО, поэтому возникла необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы удовлетворять особые потребности каждого. В связи с этим в 2012 году колледж участвовал в конкурсе общественно полезных проектов Администрации г. Омска с проектом «Надежда» и выиграл грант на приобретение радиокласса «Сонет-РС» с сопутствующим оборудованием с целью оснащения учебных кабинетов и мастерских звукоусиливающим и информационно-коммуникационным оборудованием для осуществления качественной профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Позднее, в рамках программы «Доступная среда» Министерством образования Омской области были выделены средства на создание безбарьерной среды и приобретение необходимого оборудования.
В рамках проекта «Надежда» реализовывались принципы инклюзии через выстраивание деятельности колледжа в трех основных направлениях:
1. Систематически проводилась профориентация в специальных коррекционных общеобразовательных школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Заключались договоры сотрудничества в области получения профессиональной курсовой подготовки учащимися школ-интернатов на базе колледжа.
3. Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в колледже: проведение психолого-педагогических консилиумов; контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий кураторами групп, где обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальная работа педагогов и кураторов групп с родителями сту-дентов с ограниченными возможностями здоровья; проведение классных часов в группах, где обучаются студенты с огра-ниченными возможностями здоровья по темам: «Уроки истории России – путь к толерантности», «Ликуй студент, Татьянин День!»; «Олимпийский и Паралимпийский урок» (история Олимпийского и Паралимпийского движения, карта доступности) и др.; посещение студентами групп, где обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, театров и музеев г.Омска, спортивных мероприятий.
В ходе реализации данных мероприятий получены следующие значимые результаты:
- изменение отношения студентов к людям с ограниченными возможно-стями здоровья, особенно к детям (проявление уважения и сочувствия, готов-ность оказать помощь, развитие уверенности в своих силах);
- изменение отношения преподавателей к необходимости работать в рамках инклюзии от навязанных обязательств до понимания новых возможностей для организации образовательного процесса;
- увеличение числа лиц с ОВЗ среди обучающихся (пришло 6 детей с на-рушением слуха);
- проявление интереса к профессиональному образованию со стороны социальных партнеров (в рамках округа).
В связи с переходом к обучению большего числа детей с ОВЗ по про-граммам СПО от курсовой подготовки, а значит, включением обучающихся с ОВЗ в студенческий и педагогический коллективы, с 2014 года проект «Надежда» был актуализирован. Целью нового проекта «Обретая надежду» является обеспечение в колледже психолого-педагогических условий для социализации и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и без особенностей здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Реализация заявленных в рамках проекта «Обретая надежду» условий обеспечила организацию в колледже серии мероприятий:
1. Заседания предметно-цикловой комиссии кураторов по вопросам раз-вития общих компетенций и толерантности обучающихся по отношению к ли-цам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Заседания Педагогического совета колледжа по проблемам организа-ции образовательного процесса в режиме инклюзии, психолого-педагогического сопровождения, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе колледжа.
3. Внеаудиторная работа с участием обучающихся с ограниченными воз-можностями здоровья по учебным дисциплинам (викторины, олимпиады, ин-теллектуальные игры, тематические классные часы и др.).
4. Тематические экскурсии для обучающихся с ОВЗ с целью их социали-зации, развития их личностных качеств и расширения кругозора.
5. Ежегодные круглые столы с омичами с ограниченными возможностями здоровья, добившимися серьезных результатов в разных областях.
6. Досуговые мероприятия с участием лиц с ограниченными возможно-стями здоровья (литературно-музыкальные композиции, концерты, творческие конкурсы и др.).
7. Участие в региональном этапе Всероссийского чемпионата профессио-нального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Результатом реализации представленных мероприятий стали:
- изменение отношения студентов к воспитательным мероприятиям и участию в них обучающихся с ОВЗ (проявление инициативы в организации акций, в участии в играх, конкурсах, олимпиадах; пересмотр норм собственного поведения);
- развитие компетентности преподавателей в области организации взаи-модействия с детьми с ОВЗ и их родителями, а также в организации инклюзивного образовательного процесса;
- привлечение лиц с ОВЗ к студенческому самоуправлению;
- увеличение числа участников чемпионата профессионального мастерст-ва «Абилимпикс» от 2 человек в одной компетенции в 2017 году до 15 человек в 13-и компетенциях в 2022 году.
В настоящее время в колледже отраслевых технологий строительства и транспорта обучаются студенты с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с общими соматическими заболеваниями и сложными дефектами, с умственной отсталостью.
В 2023-2024 учебном году в колледже отраслевых технологий строительства и транспорта по очной форме по программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается 20 студентов с инвалидностью (с нарушением слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, общими соматическими заболеваниями и сложными дефектами):
- 09.02.07 Информационные системы и программирование – 5 обучающихся (2 и 4 курс);
- 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей – 2 обучающихся (1 курс);
- 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) – 1 обучающийся (5 курс);
- 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) – 2 обучающихся (1 и 3 курс);
- 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) – 1 обучающийся (4 курс);
- 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ – 6 обучающихся (1 и 3 курсы)
- 07.02.01 Архитектура – 1 обучающийся (2 курс);
- 44.02.02 Преподавание в начальных классах – 1 обучающийся (2 курс);
- 08.01.07 Мастер общестроительных работ – 1 обучающийся (3 курс).
В филиале колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта в р.п. Нововаршавка по очной форме по программам профессиональной подготовки по профессии рабочего обучается 30 слушателей с ОВЗ:
- 12680 Каменщик – 15 слушателей (1-й год обучения);
- 18511 Слесарь по ремонту автомобилей – 15 слушателей (2-й год обучения).
Задачей следующего этапа создания в колледже отраслевых технологий строительства и транспорта инклюзивного образовательного пространства является дальнейшая реализация «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» в вопросах активизации потенциала обучающихся в контексте проекта «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе колледжа» через реструктуризацию органов студенческого самоуправления в колледже (создание волонтерского отряда для помощи лицам с ОВЗ в разных сферах жизнедеятельности), через усиление интеграции инклюзивного образовательного пространства в системе школа-колледж-вуз (продолжение исследовательской работы, организация совместных спортивных, интеллектуальных, творческих мероприятий).
Ожидаемые результаты проекта
1. Продуктивное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и без особенностей здоровья, а также с социальными партнерами (специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты, развивающие центры для детей с ОВЗ и т.п.) и потенциальными абитуриентами в инклюзивном образовательном пространстве колледжа.
2. Система мероприятий, обеспечивающих формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и без особенностей здоровья инициативности, самостоятельности, социально значимых качеств личности, раскрытие творческого потенциала и интеграцию их в профессиональную среду – круглые столы, конкурсы профессионального мастерства, недели профессий, предметные декады, конкурсы, олимпиады, викторины, форумы, конференции, концертные программы, творческие вечера и т.п. (в соответствии с Программой профессионального воспитания и социализации обучающихся БПОУ ОО «ОКОТСиТ» на 2019-2024гг.).
3. Успешная социализация и адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
|